Коротко для тех, кому не хочется читать небольшой теоретический мидик (на самом деле – миник).
Мы (как потенциальная команда) собираемся
не против. Не против мужчин. Не против слеша, гета или джена. Не против каких-то конкретных канонов, людей, взглядов этих людей или даже идеологий социума. Идеологическую борьбу можно вести на многих других площадках, на ФБ нужно отрываться по полной.)
Мы собираемся
за. За ярких и сильных героинь. За интересные истории о женщинах. За женский взгляд на все возможные миры.
Мы собираемся заниматься творчеством, а не строить баррикады. Единственное ограничение, которое будет наложено на командные работы: шовинистические взгляды не пройдут.)
В аватарки мы
Diana Vert и
-Veronique-.
Diana Vert готова взять на себя организаторскую сторону процесса, если соберутся желающие. В резюме значится, что капитанила на прошлой ФБ в «Звездных войнах», так что на ФБ смотрит не с широко открытыми удивленными глазами.
-Veronique- – пока что главный и единственный командный теоретик.) Мы беты, авторы и переводчики, если жизнь заставит.
Этот дневник создан для удобства, а не из конспиративных побуждений. С него мы обе прощупываем почву, проверяем умылки, следим за инсайдом. Все вопросы команде, пока соо не запущено, лучше задавать
naja_haje.
Мы надеемся, что нас поддержит достаточно людей – так что пойдет команда или не пойдет, и на какую ФБ, зависит от вас.)
А теперь – для всех, кому интересно больше.
Что мы делаем и зачем мы это делаем.Для начала – немного соответствующего пафоса.
Мы живем в патриархальном обществе, от влияния которого не избавлены и авторы произведений, которые мы любим. Патриархальный мир – это не мир, где «все мужики козлы». Патриархальный мир – это мир власти, основанный на гендерных стереотипах, не имеющих под собой никаких социальных, биологических и психологических оснований.
В книгах, фильмах, играх, аниме, какую бы вселенную автор не выдумал, – почти везде заметен сильный статистический перекос: все самое лучшее достается мужчинам. Самые интересные и значимые роли – мужские. Большинство произведений написано (и снято) с точки зрения мужчин, для мужчин и о мужчинах. Крохи фансервиса в расчет не берем.
Если мы и видим где-нибудь женщин, то они либо находятся на вторых ролях, либо выполняют какие-то функции, которые, по мнению автора, не свойственно выполнять мужчине, либо вообще выступают в качестве поддержки или массовки. В худшем случае женщин в произведении нет совсем.
Или, например, в играх часто можно выбрать пол персонажа, но дефолтная история все равно может оказаться «мужской» (вспомнились трейлеры Dragon Age II).
С одной стороны, это не обязательно отражается на качестве произведения. Оно может быть хорошим. Мы же не можем, скажем, упрекнуть книги Толкиена за стиль, сюжет, характеры и отношения героев, продуманность вселенной?
Но все же: женщинам-зрительницам, читательницам, игрокам с детства приходится учиться идентификации с мужскими персонажами и воспринимать взгляд на «девчонок» как на нечто второстепенное, скучное, унылое. Вот вспомните сходу 5-6 известных детских книжек про приключения девчонок, которыми при этом зачитывались бы и мальчишки? «Пеппи Длинныйчулок», … а дальше? К сожалению, многие остаются с этим взглядом и на всю оставшуюся жизнь.
Теперь – немного теории.
В феминисткой теории существует несколько простых тестов, помогающих отследить сексизм в авторском произведении. Самым известным из них является тест, придуманный Элисон Бехдель. Он включает в себя три простых правила:
1) в произведении должно быть как минимум две героини;
2) они должны разговаривать друг с другом;
3) о чем-то, помимо мужчин.
Что любопытно, лучше всего тест проходят современные (и относительно современные) сериалы («Зена – королева воинов», «Вероника Марс», «Кости», «Крах», «Оранжевый – хит сезона», «Код убийства») и японская анимация («Ходячий замок Хаула», «Унесенные призраками», «Клеймор», «Путешествие Кино», «Из Нового света»). В последние годы подтягиваются фильмы студии Дисней, но гендерный перекос все еще остается довольно значимым. Хуже всего с прохождением теста справляется классический голливудский кинематограф и мировая классика литературы. Конечно, тест Бехдель не идеален, он просто позволяет отсеять сексизм в самых очевидных его проявлениях.
Помимо этого теста, существуют и другие возможности отследить дискриминацию:
1. тест Эллен Уиллис: если поменять пол главных героев, станет ли история нелепой?
2. тест «Сексуальный торшер»: можете ли вы заменить женский персонаж на красивый торшер, ничем не навредив истории?
3. тест Мако Мори: в наличии есть 1) по крайней мере один женский персонаж, 2) со своей историей, 3) эта история не является опорой для истории мужского персонажа.
4. тест Тауриель: 1) в фильме есть женщина, 2) которая является профессионалом в своем деле.
(За информацию по тестам большое спасибо паблику Check your privilege.)
А теперь можно остановиться и подумать, как часто, пытаясь применить к какой-нибудь истории эти тесты, мы столкнемся со стереотипами. С каноном патриархальной вселенной.
Так вот, наш канон – вселенная не патриархальная.
А теперь – к черту теорию.
Откуда, собственно, появилась идея собрать команду «фем-взгляд».
Мы хотим предложить собраться на ФБ людям из разных фандомов, одинаково недовольным тем, что женские образы оттеснены мужскими так, что едва могут конкурировать.
Даже если примерно окинуть взглядом темы, на которых сосредоточено внимание самых разных команд, софиты в основном будут направлены на мужчин. Они оказываются сильными, они двигают сюжет, они принимают решения. В конце концов, в большинстве текстов мы просто «смотрим их глазами».
Но ведь можно делать и многое другое.
Можно развивать второстепенных женских персонажей.
Продумывать им истории, углублять характер, добавлять в их жизнь то, что оттеснено автором на второй план: дружбу, любовь, открытия, разочарования, взлеты и падения. Создавать по-настоящему глубоких и сложных героинь, которых при всем желании не удастся загнать в рамки стереотипов.
Можно отзеркаливать стереотипы.
Зеркало сексизма – отличный инструмент для работы с характерами героев. Вплоть до замены мужских персонажей на женских, придания им разных интересных черт, чтобы насладиться умными, самостоятельными, хитрыми, рассудительными, эмпатичными, смелыми, самоотверженными женщинами. А мужских персонажей – отправить готовить ужин. (Шутка!)
И, конечно, можно добавлять в авторские вселенные оригинальных женских персонажей, имеющих собственную сюжетную линию, не пересекающуюся с жизнями главных героев (нечего им мешать).
А есть еще каноны, которым повезло с женскими персонажами.
И если вдруг команды их фандомов на ФБ не собираются, можно сходить с нами.)
Да можно много чего делать. В конце концов, у нас же есть фантазия. И есть любимые миры: книги, фильмы, игры, сериалы, аниме и что угодно еще.
Почему бы не внести маленький вклад в свой фандом – создать хотя бы немного вещей, которые не просто легко пройдут все проверки на сексизм, но и, может, заставят читателей взглянуть на канон иначе?
Сложные случаи тут виделись мне там, где в каноне женщины сильные, но при этом довольно чётко видимые мужским взглядом, хотя и не в прямолинено-сексуализированном варианте (что скорее означает _недостаток квалификации_ автора-мужчины - вот у Гэна Уробути в "Мадоке", судя по реакции женской аудитории, всё получилось вполне по-честному, хотя он мужчина). Но в конце концов, там, где этот взгляд есть, ничто не мешает вашей команде в фиках его подправить.
Да, я сам её пока не определился с раскладом участия в командах, но на всякий случай вопрос - а вы мужчин-авторов берёте?
Вы говорите
Зеркало сексизма – отличный инструмент для работы с характерами героев. Вплоть до замены мужских персонажей на женских, придания им разных интересных черт, чтобы насладиться умными, самостоятельными, хитрыми, рассудительными, эмпатичными, смелыми, самоотверженными женщинами.
То есть к вам можно идти писать фем!Стерек, или фем!Винцест, или фем!Киркоспок, или фем!Имсоартур? Или я не так понимаю.
А про оригинальных персонажей - подразумеваете ли полностью ориджиналы или сугубо ОЖП?
А если собираются такие команды, но там или не в почёте женские персонажи или совсем мало внимания им уделяется, можно к вам?
Гость, конечно, можно) именно об этом мы и говорили - к сожалению, во многих командах мало внимания уделяется женским персонажам, даже если в каноне они далеко не третьестепенные. это нисколько не в упрек конкретным командам, это просто значит, что у них другие приоритеты.
Да, мы не занимаемся именно борьбой с мужским взглядом, тем не менее, мы его отрицаем и хотим предложить женский.
Если вам есть, что принести именно на "фем-вью", то почему бы нет.)
Сложные случаи тут виделись мне там, где в каноне женщины сильные, но при этом довольно чётко видимые мужским взглядом
К сожалению, не читала "Мадок". Знаю очень яркий пример того, как патриархальный взгляд просматривается даже там, где перед нами отчетливо сильная героиня, цикл Вебера о Хонор Харрингтон. Вроде бы и рассказ о женщине из государства, лишенного патриархальных традиций, и она отличный профессионал, сильная, мудрая и не лишенная чувств и эмоций, и не маскулинная (как порой пытаются изобразить самостоятельных героинь). Казалось бы, совершенная женщина. Но "мужской взгляд" он ведь в голове автора, а не где-то еще. И более патриархального текста о "сильной женщине" я в жизни не читала, при всех сюжетных оговорках. Автор постоянно мельком проговаривается в тексте, что "несмотря на" свою роль, ей порой хочется "типичного женского", героиня непременно "хорошеет на глазах" из не очень красивой в красавицу (объективация как она есть), ну а где-то в районе ее вступления в брак в качестве второй жены я читать бросила. Ничего не имею против браков, но автор смог воплотить все особенности male gaze.
Насколько можно это править в фиках... Зависит, воистину, от автора и его представлений.)
Вот кстати, не хотелось бы ограничений по этому параметру. В конце концов, любая активная героиня какие-то маскулинные черты да проявлять будет. Особенно учитывая, что "мужское" часто считается синонимом "всего хорошего и интересного"
Просто любопытно чисто для себя. Спасибо)))
является ли это шовинизмом при условии, что я НИ РАЗУ не писала и никогда не набирала с тел. это слово? – не знаю, я с Вашим Т9 не знакома, с его составителями тоже, мало ли что они имели в виду)
Т.е. берём мы какую-либо интересную нам историю. Главный герой -- мужсина. Меняем пол мысленно. И.......
Ну, тут возможны самые разные варианты. Для каких-то историй ничего бы не изменилось, какие-то стали бы выглядеть иначе. Нужно смотреть конкретные примеры.
Так что я думаю, что у разных произведений получится различный результат. Однако тенденция будет примерно такой: если менять мужской пол на женский, то особенно ничего не изменится, разве что среди аудитории начнутся споры о женщинах на войне или в политике. А вот если менять женские роли на мужские, то очень часто такой персонаж будет выглядеть нелепым, непривычно глупым, странным и т.д. Кстати, прошу обратить внимания, я не говорю, что это всегда так бывает.
как вы относитесь к таким персонажам марвеловских комиксов, как, например, Леди Локи и т.д.
Про леди Локи, к сожалению, впервые слышу. Я погуглила и выяснила, что это гендерсвитч одного из персонажей комикса. Про изначального персонажа ничего не могу сказать, но в целом такая идея смены ролей мне всегда импонирует. В большинстве картинок в гугле новый образ предельно сексуализирован, что, впрочем, характерно для комиксов: anticache.img0.joyreactor.cc/pics/post/Lady-Lok.... Сложно представить себе мужского персонажа в такой же позе и одежде. А вот такой вариант лично мне симпатичен: upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/f/fb/Женское_..., larbesta.diary.ru/p161884769.htm. Наверное, могла бы больше сказать по существу, если бы знала, о чем идет речь.
А я была леди Локи на новогоднем корпоративе и у меня есть готовый костюм
Вопрос. Когда появятся работы, куда их тащить?
Потому что у меня они уже скоро появятся
m.diary.ru/~ffv2014
Простите, забыла добавить ссылку в умыл.
ffv2014.diary.ru/
Макавити, спасибо. =) И вы проверьте!