22:06 

Про «fem view»

naja_haje
В предыдущем посте мы поговорили про канон, а теперь расскажем немного о названии команды. Оно родилось из идеи посмотреть на все существующие каноны, будь то игры, книги, фильмы, комиксы, сериалы или аниме, с довольно непривычного ракурса: с точки зрения «женского взгляда».

«Женский взгляд» – понятие, которое включает в себя много черт, а не только обозначает смотрящего субъекта. «Женский взгляд» появляется в противовес доминирующему во многих канонах и фандомах «мужскому», который к биологическому полу имеет весьма косвенное отношение, поскольку женщина тоже вполне может быть носителем «мужского взгляда». Возникает вопрос, откуда тогда берутся эти названия, и что в таком случае означает «женский взгляд»?

«Мужской взгляд» (в литературе чаще встречается англоязычный вариант: «male gaze») можно увидеть повсюду в современной культуре. «Gaze» можно перевести как пристальный взгляд, вызывающий тревогу (то, что называется «уставиться» или «пялиться» на что-то), а термином «male gaze» описывают тот оценивающий взгляд, который принадлежит тем, кто диктует правила и стандарты существующей культуры. Исторически сложилось, что культура и само общество во многом патриархальны, а значит, носителями оценивающего взгляда являются именно мужчины.

В обыденной жизни «male gaze» практически незаметен, поскольку окружает нас всех с детства. Его отголоски можно встретить во всем: в искусстве, в рекламе, даже в науке. Когда гамбургер рекламирует пышногрудая блондинка (или даже просто грудь, без всякой блондинки), а интересная и перспективная героиня сериала не имеет сюжетной линии, не связанной с отношениями с мужчиной, это отголоски «male gaze».

Именно ему мы хотим противопоставить то, что назвали «fem view», не просто взгляд женщины, а взгляд, игнорирующий или отвергающий навязанные стереотипы. Многие из них, к сожалению, встречаются и в любимых нами канонах, и в фанатском творчестве. Поэтому нам хочется показать другие истории: истории о самых разных женщинах, рассказанные без признаков «male gaze».

Теперь расскажем подробнее, о каких признаках идет речь. В первой колонке таблицы мы собрали воедино наиболее яркие и часто встречающиеся черты «male gaze», а во второй колонке можно посмотреть, как эти черты преломляются с точки зрения «fem view».

Male gazeFem view
1. Объективация. В первую очередь героиня оценивается исходя из внешнего вида и соответствия стандартам «моды» и «красоты» (ухоженная/неухоженная, худая/полная, привлекательная/непривлекательная, «плоская»/с большой грудью и т.п.), т.е. воспринимается исключительно как эстетический объект.

Микаэла Бейнс («Трансформеры»)


Бриджит Джонс («Дневник Бриджит Джонс»)


Милина («Mortal Kombat»)


Сидзука Марикава («Школа мертвецов»)


1. Героиня не оценивается только как эстетический объект. Различные комплекции, типы фигуры и внешности, рост, возраст, вес, цвет волос, форма носа и другие индивидуальные особенности внешности не подвергаются бессмысленной критике или высмеиванию, а также не являются препятствиями для полноценной жизни.

Мишон («Ходячие мертвецы»)


Детектив Малинз («Копы в юбках»)


Минди Лахири («Проект Минди»)


Мисс Марпл («Мисс Марпл»)
2. Стандартизация женских образов. Создание классификаций «типичных героинь» со своим набором черт внешности и характера и использование этих образов в произведениях.

Кэтрин Трамелл («Основной инстинкт»)


Асуна («Мастера меча онлайн»)


Вивьен («Красотка»)


Пенни («Теория большого взрыва»)
2. Героиня является прежде всего личностью, а не персонажем, созданным исходя из различных классификаций, «типов» и «стандартов». Женские образы индивидуальны и разнообразны, как это и бывает в обыденной жизни.

Дебра Морган («Декстер»)


Тиана («Принцесса и лягушка»)


Хелен Магнус («Убежище»)


Галина «Рыжая» Резникова («Оранжевый - хит сезона»)


3. Асимметрия мужских и женских персонажей. Отзеркаливание, т.е. замена женского образа на мужской, может привести к восприятию роли в сюжете, поведения, социального статуса, круга интересов такого персонажа как чего-то смешного и нелепого, и будет выглядеть недостоверно.

Белоснежка («Белоснежка и семь гномов»)


Мэри Джейн Уотсон («Человек-паук», в экранизациях Сэма Рейми и основной комикс-вселенной)


Гейл («Город грехов»)


Хилли Холбрук («Прислуга»)


3. Симметрия женских и мужских персонажей как в социальном плане, так и в отсутствии сексуальной объективации. Интересным опытом в этой ситуации является гендерсвитч и отзеркаливание ролей.

Лейтенант Старбак («Звёздный крейсер «Галактика»»)


Капитан Кэтрин Джейнвэй («Звездный путь»)


Китнисс Эвердин («Голодные игры»)


Авелин («Dragon Age»)
4. Обесценивание, игнорирование или отведение на второй план особенностей личности, характера, интеллекта, профессионализма и других качеств женских персонажей. Либо эти качества вообще не имеют значения по сюжету, либо планка для них предельно завышена: героине всегда необходимы дополнительные усилия, чтобы стать значимой и добиться успехов, особенно в глазах мужского общества.

Джози Эймс («Северная страна»)


Аврора («Спящая красавица»)


Серсея Ланнистер («Песнь Льда и Пламени», «Игра престолов»)


Каска («Берсерк»)
4. Характер, профессиональные качества, история героини на первом плане. Ей не обязательно становиться «сверхчеловеком», реализующим себя во всех возможных сферах и направлениях, чтобы стать интересным персонажем и получить признание общества.

Кейт Беккет («Касл»)


Мако Мори («Тихоокеанский рубеж»)


Эбби Миллс («Сонная лощина»)


Рил Мэйер («Эрго Прокси»)


5. Исключение женских персонажей из сферы общечеловеческих тем и проблем: политики, экономики, науки, спорта, работы. Женщины «заключаются» в сферу проблем быта, семьи и детей, о которой они должны думать в первую очередь. В крайнем случае, они могут сочетать семью с другими сферами, но тогда должны полностью выкладываться и на работе, и дома.

Бетти («Безумцы»)


Молли Уизли («Гарри Поттер»)


Эбби («Почтальон»)


Кейт («Я не знаю, как она делает это»)
5. При желании – свободное участие женских персонажей во всех важных общественных делах. Уважительное отношение к «женским» проблемам. В идеале – уход от гендерного разделения тем между персонажами.

Лея Органа («Звездные войны»)


Лейтенант Рипли («Чужой»)


Интегра Хеллсинг («Хеллсинг»)


Стелла Гибсон («Крах»)

6. Героини, которые отождествляются с «male gaze», начинают оценивать других женщин как конкуренток или сравнивают их – и себя – с требованиями социума, в том числе с точки зрения их привлекательности (для мужчин).

Кэтрин Мертей и все остальные героини («Жестокие игры»)


Роксолана, Махидевран («Великолепный век»)


Котоноха, Сэкай, Сэцуна и др. («Школьные дни»)


Кэрри, Саманта и др. («Секс в большом городе»)


Нина Сейерс и ее мать; Нина и Лили («Черный лебедь»)

6. Женские персонажи относятся друг к другу как к равным. Отношения между героинями – дружеские, враждебные и многие другие – возникают из множества субъективных и объективных факторов, а не только из стремления поднять свой статус в мужском сообществе за счет унижения других героинь.

Зена и Габриэль («Зена: королева воинов»)


Анна и Эльза («Холодное сердце»)


Милли, Сьюзан, Джин, Люси («Код убийства»)


Клэр и Тереза («Клеймор»)


Энджела и Темперанс («Кости»)


По этим признакам можно проверить на предмет наличия «male gaze» или «fem view» любые художественные произведения. Конечно, в современном мире медленно, но верно происходят подвижки как в общественных представлениях, так и в авторских произведениях. Но до глобальных изменений еще далеко, так почему бы не внести небольшой вклад в эти процессы. В конце концов, фантворчество – одна из интереснейших возможностей построить мир, основанный на ином взгляде.

Возможностей обойти «male gaze» много, и не существует какого-то одного надежного рецепта. Так же, как не существует единого рецепта, как создать хорошее произведение. Можно открыто отвергать этот взгляд, а можно писать истории, в которых объективация преодолена по умолчанию. Или придумать еще какой-нибудь способ: при такой постановке вопроса не может быть единых требований для сюжета, характера персонажей, типов канонов.

Мы приветствуем истории о самых разных героинях: разных возрастов, профессий, интересов, типов внешности. Героинях, которые вступают в отношения с другими женщинами и мужчинами, учатся, влюбляются, работают, правят миром, вышивают крестиком, занимаются с детьми, изобретают новые виды лекарства или оружия. Важный аспект такого взгляда – женщина находится в центре внимания. Что касается второстепенных персонажей, то их роли могут быть любыми.

Главное, чего мы хотим – это показать такой взгляд на женщину и ее жизнь, который будет лишен всех черт «male gaze». Это и является единственным пожеланием для всех участников команды. Так что если эта позиция вам близка, присоединяйтесь. =)

Авторы: Diana Vert и -Veronique-
За примеры спасибо участникам команды.

запись создана: 08.04.2014 в 23:08

URL
Комментарии
2014-04-14 в 12:16 

Это великолепный разбор. Я счастлива видеть Рипли в правой стороне))))
Может, опубликуете на themiskyra.diary.ru/ ??Мне кажется, что для всех будет интересно. Как-то жалко, если останется только здесь.

мимоанон

URL
2014-04-14 в 14:43 

-Veronique-
Барменам и психиатрам прекрасно известно, что нет ничего более странного, чем правда. (с)
Гость, спасибо за отзыв. =)
А по поводу репоста такая история: мы, конечно же, не против, даже наоборот; только вот конкретно этот пост написан с очень большой привязкой именно к нашей команде, т.к. он отчасти объясняет ее название и обосновывает существование. Поэтому меня терзают сомнения: не будет ли это в репостах выглядеть странно, для людей, которые с ФБ никак не связаны? По-хорошему, думаю, пост можно переписать более-менее нейтрально, оставить только теоретическую часть и примеры, и тогда уже где-то отдельно вывешивать. Так что над этим надо еще подумать, чтобы было интересно и понятно)

2014-04-14 в 14:48 

Спасибо за ответ.
Ваша статья - вам и судить, как ее перепостить) но знайте - человечество будет благодарно)) Или пол-человечества)))
Вдохновения вам всем!

URL
2014-04-14 в 14:57 

-Veronique-
Барменам и психиатрам прекрасно известно, что нет ничего более странного, чем правда. (с)
Гость, еще раз большое спасибо) а над статьей обязательно подумаем!

2014-04-19 в 05:27 

naja_haje, категорически не согласна с наличием Тианы во втором столбце. Это абсолютно девушка-стереотип, носитель клише "темнокожая девушка" - где вы там разглядели личность??
В свою очередь странно, что Асуна оказалась в первом. Хорошо, возможно, во втором сезоне её образ - типичная эксплуатация женского персонажа. Но в первом сезоне она представлена яркой и независимой.

Мне очень нравится идея команды, если всё получится - я буду за вас обязательно болеть! Но некоторые позиции таблицы очень удивили, хотя и спасибо вам за наглядность :)

мимоанон (другой)

URL
2014-04-19 в 08:32 

-Veronique-
Барменам и психиатрам прекрасно известно, что нет ничего более странного, чем правда. (с)
Гость, отвечу от себя, т.к. это были именно мои примеры. Конечно, большинство пунктов в табличке обсуждаемы, потому что основаны на личном мнении. Мы ведь только пытаемся еще приблизиться к тому, что не есть male gaze и как это описать. =)

читать дальше

Спасибо за пожелания, мы стараемся, чтобы все получилось. =)

2014-04-22 в 02:13 

-Veronique-, спасибо за ответ, в целом, поняла, на что вы ориентировались :)
От себя могу обещать поддержку на ФБ :red: Вы делаете хорошее и интересное дело!

URL
2014-04-22 в 10:19 

-Veronique-
Барменам и психиатрам прекрасно известно, что нет ничего более странного, чем правда. (с)
Гость, и вам спасибо. :)

2014-05-03 в 11:58 

Очень интересный разбор, обязательно буду читать. Спасибо вам!

URL
2014-05-03 в 12:00 

-Veronique-
Барменам и психиатрам прекрасно известно, что нет ничего более странного, чем правда. (с)
Гость, пожалуйста! Приходите. =)

2014-05-03 в 18:47 

Rendomski
A magician might, but a pineapple never could (C).
Очень интересно было ознакомиться! В целом, все критерии более-менее знакомы по разным источникам или личным размышлениям, но вот о последнем пункте, об отношениях женских персонажей, как показателе, раньше не задумывалась.

На ФБ я уже ангажирована, но постараюсь следить за выкладками по знакомым канонам. Удачи!

2014-05-03 в 19:14 

-Veronique-
Барменам и психиатрам прекрасно известно, что нет ничего более странного, чем правда. (с)
Rendomski, критерии витают в воздухе или встречаются в неоформленном виде в различных аналитических работах, мы их просто сформулировали, систематизировали, оформили и проиллюстрировали. =) Спасибо за пожелания, и вам тоже удачи на ФБ! :)

2014-05-03 в 19:34 

Loreley Lee
Diamonds are a girl's best friend
Какой интересный разбор. Только зря Серсею привели в левой колонке. Значительно больше противостоит гендерному шовинизму та же Бриенна Тарт, к примеру. А у Серсеи проблемы не из-за половой принадлежности.

2014-05-04 в 02:04 

Alice Potter!
А вообще, странная девочка. То пьет что-то, то грибы ест. Чувствуется в этом какой-то подвох...
вы прямо не фендом, а мечта! :heart::heart::heart:

2014-05-04 в 09:13 

-Veronique-
Барменам и психиатрам прекрасно известно, что нет ничего более странного, чем правда. (с)
Loreley Lee, в "Игре престолов" практически любую героиню к этой колонке можно отнести, даже Дейенерис, хотя она больше всех оттуда выбивается. Как и Бриенна, конечно) Серсея тоже подходящий пример, поскольку со всех сторон получает плохое отношение: и как мать, и как дочь, и как любовница, и как очень умная женщина, способная управлять государством, но которую к этому делу не подпускают ввиду ее "ошибок" и прочего. Хотя большинство мужских фигур на правящих ролях не только в своих "ошибках" погрязли, но и вообще порой вызывают вопрос: как этот абсолютно неадекватный человек может находиться у власти? Согласна с вами, что не в гендере у Серсеи проблема, но и в нем тоже, в неменьшей степени.

Alice Potter!, :sunny:

2014-05-04 в 10:09 

Alice Potter!
А вообще, странная девочка. То пьет что-то, то грибы ест. Чувствуется в этом какой-то подвох...
Я бы еще Дану Скалли добавила :shy: и Наташу Романофф :-D черт, люблю рыжих :vict:

2014-05-04 в 18:18 

-Veronique-
Барменам и психиатрам прекрасно известно, что нет ничего более странного, чем правда. (с)
Alice Potter!, ага, они тоже подходят. У нас изначально очень много примеров было и в первом, и во втором столбце, пришлось взять себя в руки и нещадно сокращать. =)

2014-05-04 в 20:38 

Alice Potter!
А вообще, странная девочка. То пьет что-то, то грибы ест. Чувствуется в этом какой-то подвох...
-Veronique-, пришлось взять себя в руки и нещадно сокращать. =) понимаю, у меня тут уже вагон еще :-D

2014-05-08 в 00:03 

Манрик
-Прайм, кем ты хочешь быть в словеске по котору? - Перагусом!!! (с)
*рукаприласкаламоёлицо*

2014-05-08 в 01:21 

Манрик, почему?

URL
2014-05-09 в 21:43 

naja_haje, буду с нетерпением ждать вашу команду!

URL
2014-05-09 в 23:42 

-Veronique-
Барменам и психиатрам прекрасно известно, что нет ничего более странного, чем правда. (с)
Гость, спасибо. Заходите к нам. :)

2014-05-10 в 00:46 

Совершенно случайно узнал о вас. Спасибо тем анонам инсайда, которые подняли тему, а вам спасибо что собрались. Очень интересно посмотреть, что получится. Успехов! :red: :crzfan:

URL
2014-05-10 в 09:52 

-Veronique-
Барменам и психиатрам прекрасно известно, что нет ничего более странного, чем правда. (с)
Гость, большое спасибо за пожелания! :sunny:

   

Логово египетской кобры

главная